Главная » Статьи » Некоторые особенности обратной связи в структуре психокоррекционных групп
"Некоторые особенности обратной связи в структуре психокоррекционных групп"

На сегодняшний день групповая психотерапия и психокоррекция все чаще используется в психологической практике при работе с самыми разными категориями клиентов (пациентов). И хотя, работая в группе, каждый отдельный участник получает меньше внимания и участия со стороны ведущего-психолога, нежели при индивидуальной  психотерапии и психокоррекции, преимущества и достоинства групповых форм работы очевидны. По мнению К.Рудестама, опыт пребывания в специально организованных группах может помочь участникам в решении проблем, возникающих при межличностных взаимодействиях [5]. Группа является «микрокосмосом и обществом в миниатюре», где в атмосфере доверия участники имеют возможность экспериментировать с новыми для себя стилями поведения, приобрести ценные и социально значимые умения и навыки, которые затем переносятся ими в реальную социальную жизнь. В процессе группового взаимодействия можно быть не только участником события, но и сторонним зрителем. Наблюдая со стороны за ходом работы группы, каждый присутствующий может идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков. Внутригрупповое взаимодействие может способствовать личностному росту участников, так как в группе любая личность активно побуждается к самоисследованию и саморазвитию. Каждая попытка самораскрытия и самоизменения личности вызывает одобрительную реакцию со стороны других участников группы. Как следствие – повышение самооценки и уровня компетентности участника группы. Кроме того, работа в группе предоставляет возможность каждому участнику получить обратную связь и поддержку со стороны других участников психокоррекционной группы. Множество обратных связей создает отражение личности сразу во многих ракурсах, что позволяет ей оценить собственное поведение и социальные установки.

Следует отметить, что на сегодняшний день проблема обратной связи в структуре психокоррекционных групп недостаточно разработана в отечественной и зарубежной литературе. В частности, недостаточно освещен вопрос изменения направленности и содержания обратной связи при поэтапном прохождении психокоррекционной группой стадий внутригруппового развития, а также вопрос специфики обратной связи с зависимости от используемых психологом методов внутригруппового взаимодействия.

Очевидно, что обратная связь является необходимым компонентом работы психокоррекционной группы.  Как отмечает А.У.Хорош, «…Когда рождается на свет котенок и попадает сразу к новым хозяевам, лишаясь с самого начала кошачьей жизни и общения с сородичами, он все равно твердо знает, что он котенок. В его генах заложено об этом достаточно информации. Когда же рождается ребенок, он еще не знает, кто он, ведь человек рождается без зеркала в руках. Поэтому, чтобы открыть себя себе самому, чтобы увидеть и понять себя как человека и, наконец, убедиться в самом факте своего существования, человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека…» [4].

Уже на самом первом этапе работы психокоррекционной группы ведущему необходимо обучать участников эффективной обратной связи и, в ходе внутригруппового взаимодействия,  активно демонстрировать конструктивные речевые шаблоны. Рассмотрим некоторые особенности обратной связи на примере сравнительного анализа содержательных компонентов и речевых шаблонов эффективной и неэффективной обратной связи.

 

Эффективная обратная связь

Неэффективная обратная связь

Своевременность обратной связи во многом определяет ее актуальность и целесообразность. Обратная связь «здесь и сейчас» дает возможность исследовать чувства и проанализировать стереотипы поведения, а также особенности внутригруппового взаимодействия.

Спустя время обратная связь теряет свою актуальность и часто не дает возможность адресату (человеку, которому она адресована) исследовать свои чувства и проанализировать неадекватные формы поведения.

Обратная связь в форме «Я-высказываний»: «Я чувствую…», «Мне кажется…».

Пример: Я испытываю раздражение, когда ты говоришь это…»

Обратная связь в форме «Ты-высказываний».

Пример: «Ты всегда ведешь себя так, что мне от этого только хуже».

Конкретность обратной связи.

Пример: «Мне кажется, что твои напряженные плечи и робкие движения свидетельствуют о твоей скованности и неуверенности».

Расплывчатость, неконкретность обратной связи: «Ты ведешь себя слишком нагло».

Обратная связь отражает мнения большинства участников группы.

Обратная связь отражает мнение одного из участников группы.

Обратная связь дается в форме направления дальнейшего развития и самосовершенствования участников группы.

Обратная связь дается в форме советов.

 

 

Наши исследования и опыт ведения психокоррекционных групп свидетельствуют о том, что немаловажной задачей руководителя группы является обучение участников методике подачи конструктивной обратной связи. В ходе работы мы выделили ряд условий формирования конструктивной обратной связи участников психокоррекционной группы в процессе внутригруппового взаимодействия.

  1. На первом этапе работы психокоррекционной группы руководителю необходимо подробно объяснить и продемонстрировать на примерах сущность и целевое назначение обратной связи в процессе внутригруппового взаимодействия.
  2. В помещении, где проводится работа психокоррекционной группы, целесообразно поместить визуальную информацию в виде памяток, которые бы отражали основные принципы групповой работы, а также принципы подачи обратной связи участниками группы.
  3. В ходе внутригруппового взаимодействия производить «мягкую» коррекцию обратной связи, если участник демонстрирует шаблоны неэффективной обратной связи. Например:

Участник: Олег меня раздражает.

Ведущий: Ты хочешь сказать, что испытываешь раздражение по отношению к Олегу.

4.   Моделировать обучающие игры и ситуации группового взаимодействия, в ходе которых участники, опираясь на собственный опыт, приходят к выводам относительно нормативов  конструктивной обратной связи.

Для того чтобы в процессе групповой психокоррекционной работы происходили процессы положительной дезинтеграции и вторичной интеграции [6], руководителю необходимо  учитывать особенности обратной связи участников в ходе динамико-группового процесса. Рассмотрим специфику обратной связи на каждой стадии развития группы, основываясь на классификации стадий группового процесса по Кратохвилу.

 

Стадия первая (ориентация и зависимость). На данной стадии участники группы встревожены, неуверенны, зависимы. Одни замыкаются в себе, другие рассказывают о своих проблемах, своих заболеваниях, но при этом все ожидают информации от психолога как руководителя психокоррекционной группы. Наш опыт показывает, что на данном этапе работы группы необходимо основной акцент делать на положительной обратной связи, используя речевые шаблоны «Мне помогает в тебе…», «Мне нравится в тебе…», «У нас много общего, а именно…». Подобная обратная связь на начальном этапе работы группы способствует созданию благоприятного психологического климата и атмосферы самораскрытия.

 

Стадия вторая (конфликты и протест). На данном этапе работы психокоррекционной группы у участников появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределение внутригрупповых ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угнетенные» и т.д. На данном этапе работы группы обратная связь может носить двусторонний характер, который можно выразить с помощью речевых шаблонов «Мне помогает в тебе…», «Мне мешает в тебе…». Практика показывает, что на данном этапе участники группы уже готовы к тому, чтобы получать о себе полную информацию, хотят знать о себе «не только хорошее». Данная тенденция оправдана тем, что двусторонняя обратная связь показывает участникам перспективы личностного роста, что является необходимым условием работы психокоррекционной работы.

 

Стадия третья (развитие и сотрудничество). На данном этапе снижается эмоциональная напряженность, уменьшается число и острота конфликтов. Наблюдается консолидация групповых норм и ценностей.  Между участниками группы зарождается взаимопонимание, искренность, интимность. Участники уже имеют богатый опыт межличностного группового взаимодействия и практически не допускают ошибок в подаче обратной связи. На данном этапе работы психокоррекционной группы участники хорошо знают друг друга: особенности характера, индивидуальные особенности эмоционального реагирования, устойчивые поведенческие паттерны, и потому обратная связь все чаще носит спонтанный, естественный характер.

 

Стадия четвертая (целенаправленная деятельность). Психокоррекционная группа становится рабочим коллективом, что дает возможность на данном этапе реализовать основные цели и задачи психокоррекционной работы. Обратная связь на этой стадии развития группы не имеет характерных различий от предыдущей стадии. В этот период  группа участвуют в психокоррекционном процессе как единый организм, а обратная связь является эффективным инструментарием в индивидуальном и общегрупповом коррекционном процессе.

На завершающей стадии работы психокоррекционной группы наблюдаются определенные изменения в характеристиках внутреннего мира участников, и главной целью руководителя группы является эффективная социальная адаптация и социальная реабилитация участников. Обратная связь на данном этапе раскрывает перспективы личностного роста и дальнейшего развития участников психокоррекционной группы.

В заключение хотелось бы отметить, что для участников группового психокоррекционного процесса группа является большим объемным зеркалом, отражающим их особенности эмоционального реагирования, устоявшиеся поведенческие паттерны, специфику их межличностных отношений. Обратная связь дает возможность участникам группы корректировать их образ-Я, а также увидеть для себя пути и перспективы своего личностного развития. И именно от эффективности обратной связи зависит, насколько это «групповое зеркало» будет объективным. Значение обратной связи трудно переоценить как для персональной психокоррекции каждого из участников, так и для эффективности группового психокоррекционного процесса в целом. Поэтому ведущему группы психокоррекции на каждом этапе динамико-группового процесса следует уделять особое внимание методике подачи обратной связи, а также обучению участников речевым шаблонам эффективной обратной связи.

 

Литература:

  1. Как построить свое «Я» /Под редакцией В.П.Зинченко. - М.: 1991.
  2. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Учеб.пособие. – Мн.: Выш.шк., 1997.
  3. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Из-во «Совершенство», 1998.
  4. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: психологические особенности улучшения общения: пер. с польск. /Вступ.ст. и общ.ред. А.А.Бодалева и А.Б.Добровича. – М.: Прогресс, 1986.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер Ком, 1998. – (Серия «Мастера психологии»).
  6. Яценко Т.С. Активна соціально-психологічна підготовка вчителя до спілкування з учнями: Кн.для вчителя. – К.: Освіта, 1993.

 

Авторы: Хлопонин И.Н., Хлопонина Н.Е.