Главная » Статьи » Эмоциональный интеллект
"Эмоциональный интеллект"

1. В каких случаях развитие эмоционального интеллекта невозможно?

Для начала давайте определимся с явлением, называемом сплошь и рядом словосочетанием «эмоциональный интеллект» (EQ). Сразу оговоримся, что в современной академической психологической науке, всегда стремящейся к строгому определению понятий, понятие «эмоциональный интеллект»… не значится. В публицистических источниках мы можем найти информацию о том, что понятие «эмоциональный интеллект» (вернее, коэффициент эмоционального интеллекта, EQ) было предложено клиническим физиологом Рувеном Бар-Он в 1985 году. На сегодняшний день в определении эмоционального интеллекта наиболее часто ссылаются на «трех китов»: Джона Мэйера, Питера Саловейя и Дэниела Гоулмана. Последний является автором нашумевшего в свое время в США бестселлера «Emotional Intelligence», на который чаще всего ссылаются как на первоисточник по вопросам эмоционального интеллекта.  Названные выше метры от EQ определяют эмоциональный интеллект как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других, и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». Отечественные последователи теории эмоционального интеллекта определяют его как некое «эффективное взаимодействие между двумя полюсами личности – интеллектом и эмоциями», «уникальное пересечение интеллекта и эмоций» и т.д.  Но по большому счету явление «эмоционального интеллекта» в современном тренинговом пространстве является исключительно маркетинговым ходом. Это всего лишь современный способ эксклюзивного позиционирования подобных программ на рынке тренинговых услуг. Ведь по сути все то, что подается под новомодным соусом «эмоциональный интеллект», сводится к трем направлениям: осознание и управление собственным эмоциональным состоянием (эмоциональная саморегуляция), умение понимать эмоциональное состояние другого человека (эмоциональная дифференциация, эмпатия), умение управлять эмоциональным состоянием другого человека (эмоциональное манипулирование). Эти темы испокон веков были в тренинговых программах личностного роста и программах бизнес-тренингов, только назывались они несколько по иному: «Антистресс-менеджмент», «Властелин эмоций», «Искусство манипулирования», «Влияние и контрвлияние» и т.д. И исходя из такого понимания эмоционального интеллекта становится очевидным, что развитие EQ возможно у любого человека с сохранным интеллектом, способного к обучению, и мотивированного на обучение, развитие своих способностей. Кроме случаев интеллектуальной патологии (умственная отсталость как диагноз), невозможно или очень затруднительно развивать эмоциональный интеллект у лиц с психопатологией, для которых характерна так называемая алекситемия - невозможность выразить собственные переживания, эмоции и ощущения, неспособность человека быть в контакте с собственным внутренним миром. Данный вид нарушения  связан с функциональной недостаточностью правого полушария, и как следствие, недостаточностью развития образного мышления.

 

2. Основные техники развития эмоционального интеллекта (возможно, есть методы развития «в домашних условиях»).

Методы развития EQ можно разделить на несколько группы:

1. Методы эмоциональной (психофизиологической) саморегуляции: методы релаксации, медитативные техники, дыхательные техники, визуализация (представление образов); якорные техники, работа с субмодальными изменениями (NLP) и т.д. В основе этих и подобных методов лежит понимание и управление физиологической основой эмоций – мышечным напряжением. Для того, чтобы возникло то или иное эмоциональное состояние, организму необходимо напрячь определенные группы мышц, «отвечающих» за  переживание этого эмоционального состояния, за его мимическое проявление. Так, за эмоцию страха отвечают мышцы вокруг области глаз («у страха глаза велики»), лобная мускулатура; гнев и плач прячутся в области шеи, ярость и печаль – в области груди и т.д.  Расслабляя мышечные зажимы, человек освобождается от тяготивших его отрицательных эмоций.

2. Методы осознания собственных эмоциональных состояний (переживаний, чувств). Эти методы ориентированы на то, чтобы дать человеку возможность понять, осмыслить свои эмоциональные переживания, как бы посмотрев на них со стороны, осознать причины, невольно запускающие то или иное эмоциональное состояние. Отличным методом осознания собственных эмоциональных состояний является транзакционный анализ Э.Берна, теория К.Кейса о центрах сознания и т.д.

3. Методы управления эмоциональным состояние другого человека (группы). Эти методы еще принято называть методами влияния (манипулирования) и контрвлияния (противостояния манипулированию). В этом направлении хорошо работают NLP, эриксоновский гипноз, теория воздействия на психокомплексы, психологическое карате. психологическое айкидо и т.д.

Любому из названных методов можно научиться на специальных тренингах и семинарах, и любой из названных методов можно и нужно активно практиковать в обычной жизни, в профессиональной сфере, чтобы наработать навык, ведь эмоциональный интеллект – это прежде всего способности, которые ты легко используешь в повседневных ситуациях.

 

3. В чем, на ваш взгляд, разница между «эмоциональным лидерством» и лидерством в обычном понимании этого слова?

Лидер – это прежде всего человек, способный объединять людей ради достижения какой-то цели. И разные лидера делают это по-разному. Один завоевывает свои лидерские позиции благодаря хорошим интеллектуальным способностям, умению стратегически мыслить, аналитическим путем разрешать сложные ситуации. Это лидер – «голова». Другой признается лидером благодаря своим прекрасным организаторским способностям и неуемной, деятельной натуре. Он всегда знает, что и как нужно сделать. Это лидер – «руки». Ну а третий является лидер благодаря своему умению располагать к себе людей, тонко чувствовать их душевное состояние, воодушевлять их на подвиги, мотивировать на высокие профессиональные достижения, вселять в них уверенность, придавать душевных сил. Для своей команды он всегда «свой». Это лидер – «сердце». Последний тип лидера и может определятся как «эмоциональный лидер».

 

4. Что следует учитывать при выборе обучающей программы по эмоциональному лидерству?

Безусловно, как и при выборе любой другой программы обучения, нужно поинтересоваться опытом работы тренера в данном направлении. Также следует заранее определиться для себя с прикладным аспектом желаемых знаний и умений, ответив на простой вопрос «Зачем мне это?». Если «просто интересно», смело идите на обучающий семинар, в ходе которого вы получите много интересной информации об эмоциях и о том, что с ними связано. Если вам это нужно для решения каких-либо личных жизненных ситуаций, то выбирайте тренинги личностного роста, ориентированные на развитие эмоциональной компетентности участников. Результатом вашего участия в подобных тренингах должно стать не только знание и понимание того, как «это» происходит в жизни, но и умение разрешать подобные ситуации в собственной жизни. Если же развитие EQ интересует вас с профессиональной точки зрения, как одно из средств повышения собственной профессиональной компетентности, то поищите узконаправленные программы, предлагаемые бизнес-тренерами. Обычно подобные темы включены во многие программы бизнес-тренингов (продажи, переговоры, управление персоналом и т.д.). Результатом успешного прохождения подобной программы обучения должны стать профессионально-ориентированные навыки и ваша готовность использовать усвоенных багаж методов в своей повседневной профессиональной жизни.

 

5. Каким вы видите дальнейшее развитие эмоционального интеллекта? (речь идет о новых разработках, тенденциях, месте на рынке, взаимосвязи с IQ…)

Запрос на программы, ориентированные на развитие EQ, есть и будет относительно стабильным. Но вряд ли в ближайшее время подобные программы станут лидерами продаж среди программ бизнес-тренингов. В нашем обществе все еще господствует мысль о том, что «бизнес делается с холодным рассудком», а потому компании скорее будут вкладывать средства в информационное обучение сотрудников, нежели в их участие в тренингах по развитию эмоционального интеллекта, смутно представляя, каким-образом это может в ближайшем будущем отразится на прибыли компании. Однако отдельные блоки по развитию EQ прочно обосновались в наиболее востребованных программах бизнес-тренингов именно потому, что тренерам удалось показать и доказать связь между некоторыми эмоциональными способностями сотрудника и его профессиональной результативностью. Например, тематический блок «Искусство влияния и контрвлияния» в программе «Современные переговорные технологии», тематический блок «Нематериальные способы мотивация персонала» в программе «Управление персоналом» и т.д.

 

6. Опишите ситуацию, которая сложилась на тренинговом рынке в области обучения эмоциональному лидерству. Скажите о наиболее сильных игроках.

Программ по развитию эмоционального интеллекта, как в рамках тренингов личностного роста, так и программ бизнес-обучения, предлагается довольно много. Но опыт моей работы показывает, что наиболее результативными оказываются узкоспециализированные программы, ориентированные на помощь в решении конкретных управленческих задач. По моему мнению, наиболее сильной и результативной программой является «Деловой стандарт» Н.И.Козлова (г.Москва), в частности тренинговый модуль «Эмоции и воля – ключ к управлению собой».