Некоторые особенности обратной связи в структуре психокоррекционных групп

На сегодняшний день групповая психотерапия и психокоррекция все чаще используется в психологической практике при работе с самыми разными категориями клиентов (пациентов). И хотя, работая в группе, каждый отдельный участник получает меньше внимания и участия со стороны ведущего-психолога, нежели при индивидуальной  психотерапии и психокоррекции, преимущества и достоинства групповых форм работы очевидны. По мнению К.Рудестама, опыт пребывания в специально организованных группах может помочь участникам в решении проблем, возникающих при межличностных взаимодействиях [5]. Группа является «микрокосмосом и обществом в миниатюре», где в атмосфере доверия участники имеют возможность экспериментировать с новыми для себя стилями поведения, приобрести ценные и социально значимые умения и навыки, которые затем переносятся ими в реальную социальную жизнь. В процессе группового взаимодействия можно быть не только участником события, но и сторонним зрителем. Наблюдая со стороны за ходом работы группы, каждый присутствующий может идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков. Внутригрупповое взаимодействие может способствовать личностному росту участников, так как в группе любая личность активно побуждается к самоисследованию и саморазвитию. Каждая попытка самораскрытия и самоизменения личности вызывает одобрительную реакцию со стороны других участников группы. Как следствие – повышение самооценки и уровня компетентности участника группы. Кроме того, работа в группе предоставляет возможность каждому участнику получить обратную связь и поддержку со стороны других участников психокоррекционной группы. Множество обратных связей создает отражение личности сразу во многих ракурсах, что позволяет ей оценить собственное поведение и социальные установки.

Есть контакт!
В кругу тренеров существует хорошая традиция начинать любой тренинг с вопросов аудитории относительно актуальности для участников тех или иных тем в рамках тематики тренинга. Тренинг «Современные переговорные технологии» - не исключение. Только последнее время ответы участников стали довольно легко прогнозируемы. И, на вопрос о наиболее актуальных темах по переговорным технологиям, чаще всего называют такие тематические блоки, как манипуляции, работа с возражениями партнера, техники ведения трудных переговоров, переговоров с агрессивно настроенным партнером и т.д.
Эмоциональный интеллект
Для начала давайте определимся с явлением, называемом сплошь и рядом словосочетанием «эмоциональный интеллект» (EQ). Сразу оговоримся, что в современной академической психологической науке, всегда стремящейся к строгому определению понятий, понятие «эмоциональный интеллект»… не значится. В публицистических источниках мы можем найти информацию о том, что понятие «эмоциональный интеллект» (вернее, коэффициент эмоционального интеллекта, EQ) было предложено клиническим физиологом Рувеном Бар-Он в 1985 году. На сегодняшний день в определении эмоционального интеллекта наиболее часто ссылаются на «трех китов»...
Тренинги личностного влияния

Спрос на программы развития личного влияния был и остается достаточно стабильным. Любой коммуникативный тренинг – это, прежде всего, тренинг развития личного влияния. Потому что любая коммуникация – это манипуляция, то есть влияние по своей сути. Тренинг как форма активного социально-психологического обучения предполагает создание в группе условий для личностного развития каждого участника, а следствием личностного развития часто является усиление того самого пресловутого личного влияния. Ведь влияние – это прежде всего способность одного человека воздействовать и изменять поведение, состояние, настроение другого человека. Вопрос лишь в том, что в разное время стоят разные задачи относительно того, чье поведение и настроение нам необходимо изменить в нужном нам направлении.

МОЙ СТРАХ – друг или враг?
Страх – это эмоция, о которой большинство людей думают… со страхом, а порой и с ужасом. Ф.Бекон сказал однажды, что в жизни нет ничего страшного, кроме самого страха. В 1971 году известный специалист в области психологии эмоций Кэрролл Изард провел исследование, в котором изучал отношение представителей разных стран (США, Англия, Германия, Швеция, Франция, Греция и Япония) к различным эмоциям. Большинство испытуемых в ответ на вопрос «Какую эмоцию вы боитесь больше всего?», назвали именно эмоцию страха.
Быть или не быть
Вопрос, вынесенный нами во главу разговора, в современном обществе, на первый взгляд, вопросом и не является. Быть или не быть ребенку в семье? Ответ почти всегда утвердительный – конечно быть! Пусть даже не сразу, пусть даже не сейчас, но все же быть категорически! Спросите у очаровательной барышни или молодого человека лет эдак 4-5, что она или он будет делать, когда станет большим. Среди множества планов, как-то стать директором, зарабатывать много денег, поехать в Египет, где «фараоны и саркофаны» (дословная цитата), дети обязательно указывают важный пункт – семья и, конечно же, дети. Со временем может меняться планируемое количество детей, предпочтение может отдаваться то мальчикам, то девочкам (в зависимости от времени года и послушания родителей). Временами вырастать детям совсем не хочется, особенно если в семье появился младший ребенок. И тогда так хочется вооружиться соской и забраться в детскую кроватку. И даже перспектива носить памперсы не смущает, лишь бы папа с мамой опять меня любили сильно-сильно, крепко-крепко… В детстве бывает по-разному. Из детства часто уходить не хочется. По мнению М.Маклофлин, «большинство из нас становится родителями, еще не перестав быть детьми». И очень часто, проникаясь миром детства собственного ребенка, мы хоть чуть, но все-таки сами возвращаемся в детство…