E-mail: inhloponin1969@gmail.com
Skype: hloponin69
Моб.: +38066-783-77-52 Viber, WhatsApp или +380970238869

Хлопонин Игорь Николаевич

индивидуальные консультации
личностное развитие
бизнес-тренинги

В данном разделе представлены статьи на актуальные темы по личностному и профессиональному развитию.

Социально-психологический тренинг в психолого-педагогической практике: анализ принципов СПТ. Хлопонин И.Н.  

Практика украинской образовательной системы в последние годы обогатилась новыми методическими формами, которые позволяют активизировать и внести значительные изменения в учебно-воспитательный процесс вуза. В числе новых форм следует назвать  и социально-психологический тренинг (в дальнейшем СПТ). Согласно определению А. С. Прутченкова,  СПТ - это форма  специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы восприятия и поведения. В ходе группового взаимодействия участники эффективно решают личностные проблемы, пополняют свои психологические знания, приобретают определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом [1, 10]. Следует отметить, что компетентность в сфере общения является одной из основных составляющих профессиональной подготовки будущих педагогов, социальных работников и психологов. Использование тренинга в качестве активной формы обучения дает возможность студентам педагогических и психологических специальностей овладевать различными способами межличностного взаимодействия, быть более эффективными в ситуациях педагогического общения.

Как отмечают большинство исследователей в области СПТ, важнейшим условием успешной работы тренинговой группы является понимание ее ведущим основных принципов организации этой формы работы, тем более, что основные принципы СПТ отличают данную методическую форму работы от традиционных методов  обучения. Следует также отметить, что большинство авторов неоднозначно трактуют основополагающие принципы организации тренинговой формы работы. Это создает определенные сложности для практических психологов и педагогов в определении  главных методических акцентов проведения и организации эффективного группового взаимодействия.

 Данная статья представляет собой попытку систематизации описанных в литературе, посвященной проблеме СПТ, основных принципов организации группового взаимодействия. В данной работе мы опираемся на исследования признанных специалистов в области социально-психологического тренинга, таких как Т.С.Яценко, С.В.Петрушин, Б.М.Мастеров, А.С.Прутченков. Представленные в статье материалы прошли апробацию в ходе многолетнего ведения  тренинговых групп различных направлений, а также проведения тренинговых занятий в рамках учебно-воспитательного процесса педагогического университета.

Для решения поставленной задачи прибегнем к сравнительному анализу основных принципов СПТ. Так, Т. С. Яценко при описании принципов АСПО (активного социально-психологического обучения) формулирует следующие принципы функционирования группы СПТ:

  • принцип обращения друг к другу на «ты» и по имени. Предполагает общение участников без учета социального статуса;
  • принцип ответственности. Предполагает, что участники тренингового процесса несут ответственность за своё поведение, выражение чувств и высказывания;
  • принцип «здесь и теперь». Предполагает, что ценность группового межличностного взаимодействия состоит в переживании реального опыта в настоящем;
  • принцип добровольности. Предполагает, что участие в групповом тренинговом процессе осуществляется на добровольных началах;
  • принцип принятия себя и других. Предполагает безоценочное отношение участников друг к другу, что является непременным условием для создания атмосферы доверия и благоприятного психологического микроклимата в группе [2, 89-92].

Другой исследователь в области СПТ С.В. Петрушин, кроме перечисленных ранее принципов (принцип «здесь и теперь» и принцип добровольности), дополнительно формулирует следующие принципы:

  • принцип активности. Предполагает развитие коммуникативной компетентности не путём непосредственного влияния психолога на участников группы, а создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия самими участниками группы;
  • принцип намеренной межличностной обратной связи. Предполагает создание группы как объемного зеркала, в котором каждый участник может видеть себя в процессе своих конкретных проявлений в ходе группового взаимодействия;
  • принцип высокой степени включенности эмоциональной сферы участников. Предполагает, что «вся работа в группе оказывается как бы погруженной в насыщенную эмоциональную среду, активно влияющую на протекание базовых процессов тренинговой работы…» [3, 36];
  • принцип персонификации высказываний. Предполагает отказ участников от безличных речевых форм. Использование в общении так называемых я-высказываний («Я считаю…», «Я полагаю…» вместо «Все люди считают, что…») [3, 33-38].

Достаточно основательно в своих трудах формулирует основополагающие принципы организации тренинговых занятий           Б.М. Мастеров. Помимо вышеизложенных принципов («здесь и теперь», я-высказываний, личной ответственности), он формулирует следующие принципы, большинство из которых мы представляем в его оригинальной авторской трактовке:

  • принцип безопасности обратных связей, запрет на ярлыки и диагнозы. «В обычной жизни люди часто дают оценочные суждения: «Это ты сделал хорошо»; «Глупости всё это! Разве можно так расстраиваться из-за пустяков!». Это нормально для обычной жизни, но в группе такие оценки и ярлыки могут привести к нежелательным последствиям. Если в группе будут оценивать, то участники тренинга будут друг к другу относиться с позиции судей, что в свою очередь может дестабилизировать динамико-групповой процесс…» [4, 206-207];
  • принцип антисоветизма. «Совет, даже самый лучший и правильный, обычно трудновыполним. Если так может поступить в такой-то ситуации сам советчик, то это не гарантия, что то же самое может сделать «одариваемый» советом. Все люди разные. У одного в ситуации возникают одни чувства, у другого в той же самой ситуации – совсем другие…» [4, 205-206];
  • принцип эмоциональной открытости и искренности. Предполагает, что если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо сказать об этом, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группового опыта;
  • принцип конфиденциальности. «…не рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, на групповых сессиях, посторонним людям. О своём опыте, своих действиях, словах, переживаниях, – пожалуйста…» [4, 209];
  • принцип котла, или скороварки. «Тренинговую группу, в которой обсуждаются личные проблемы, можно сравнить с котлом, в котором «кипят и варятся» чувства, мысли, отношения между участниками. Но чтобы в котле сохранялось давление и варка была интенсивной, желательно закрыть его крышкой, чтобы в нем не было дыр. Тогда возникшее давление и температуру можно использовать для более быстрого приготовления пищи в котле. Нечто аналогичное происходит и в группе. Отсюда правило: не обсуждать между собой то, что происходит на групповых сессиях в перерывах между сессиями, не обсуждать также свои чувства, мысли. Нарушение этого правила равносильно проделыванию дырок в кипящем котле» [4, 208-209];
  • принцип доваренной и недоваренной каши. «Если человек съест недоваренную кашу, то чаше всего он чувствует, что сделал это напрасно, так как наступают неприятные последствия… Если кто-то решит уйти из группы в середине её работы, то это может быть равносильно съедению изрядной порции недоваренной каши, так как человек рискует столкнуться с психологическими последствиями» [4, 209-210];
  • принцип ценности и принятия группового и индивидуального опыта. «Он как бы суммирует принципы групповой работы. Всё, что в группе происходит, является частью группового опыта и обладает безусловной ценностью как «материал» и «топливо» для работы с собой каждого члена группы» [4, 210].

Наиболее подробно, на наш взгляд, принципы организации и работы тренинговой группы описаны А.С. Прутченковым [1, 32-39]. Кроме изложенных ранее принципов (добровольности, обратной связи, активности), автор подробно излагает следующие закономерности проведения групповой работы:

  • принцип организации постоянной самодиагностики. Предполагает, что в содержание занятий включаются вопросы и упражнения, рассчитанные на самораскрытие участников, осознание и формулирование их собственных личностных особенностей;
  • принцип взаимодействия в стиле диалога. Предполагает взаимное уважение участников, полное доверие друг к другу, готовность выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения;
  • принцип гетерогенности. Предполагает предпочтительное объединение в тренинговую группу людей, различающихся по полу, степени знакомства, возрасту;
  • принцип постоянного состава группы. Предполагает, что после начала занятий не следует включать новых участников, и крайне нежелательно, чтобы приступившие к занятиям уходили из группы до полного окончания тренинга;
  • принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер. Предполагает, что, с одной стороны, для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события, но, с другой стороны, тренинг активизирует и интеллектуальные, аналитические процессы - обсуждение событий;
  • принцип баланса комфорта и дискомфорта. Предполагает, что в целом атмосфера в группе должна быть комфортной, удобной, безопасной и даже весёлой. Однако в отдельные моменты тренинга, у участников должен возникать дискомфорт, трудности как необходимое условие развития;
  • принцип изолированности. Предполагает, что безусловным требованием является полная уверенность участников в том, что их никто не подслушивает. Если у ведущего есть необходимость вести аудио- или видеозапись занятия, он должен получить согласие всех членов группы;
  • принцип образности. Предполагает, что явления, изучаемые и испытываемые в тренинге, должны быть обязательно отражены в рисунках и схемах, метафорах и символах;
  • принцип свободного пространства. Предполагает, что в помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в малые группы по 3-5 человек, по 7-8 человек, а также для уединения;
  • принцип погружения. Предполагает, что наибольший эффект тренинговой работы достигается при систематическом использовании активных тренинговых форм. Оптимальной является организация работы крупными временными блоками-погружениями на 3-4 часа за одно занятие.
  • принцип направленности на применение результатов тренинга в жизни. Предполагает, что тренинг должен иметь практическое значение. Все, что участники поняли, осознали или чему научились, следует использовать в обычной жизни.

Анализируя вышеизложенный материал, можно прийти к выводам, что различные авторы по-разному представляют методические закономерности подготовки и проведения занятий в рамках СПТ. Наиболее значимые методологические различия связаны с тем, как авторы понимают целевое назначение тренинговой работы. Так, наиболее часто выделяют такие основные целевые направления тренинговой работы, как психотерапия, обучение и личностный рост. Целевое назначение психотерапевтических групп – оказание психологической помощи в решении жизненных проблем, самостоятельное преодоление трудностей и отрицательных переживаний. Целевое назначение обучающих групп – целенаправленная передача знаний, умений и навыков с помощью активных социально-психологических методов обучения. Целевое назначение групп развития (личностного роста) – развитие мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта [5, 229].

Исследуя различные принципы организации и проведения тренинговой работы, необходимо рассматривать данные методологические основы с позиции целевого назначения тренинга.  Следует отметить тот факт, что существуют принципы общие,  универсальные, которые не зависят от цели, характера и тематического содержания СПТ, а так же принципы специфические, которые характерны лишь для групп особой, специфической направленности. Так, на наш взгляд, к общим принципам относятся: «здесь и теперь», ответственности, взаимодействия в духе диалога, «я-высказываний», обратной связи, принятия себя и других, активности, погружения, свободного пространства, баланса комфорта и дискомфорта, ценности и принятия группового опыта, применения результатов тренинга в жизни.

Общими принципами для групп, ориентированных на проблему (психотерапевтических), и групп, ориентированных на личностный рост, являются следующие: добровольности, организации постоянной самодиагностики, гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер, эмоциональной открытости и искренности, «антисоветизма», конфиденциальности.

Принципы, которые являются обязательными для организации и ведения психотерапевтических групп, - изолированности и постоянного состава группы.

Таким образом, анализируя основные принципы организации и работы группы социально-психологического тренинга, мы пришли к выводу, что разные авторы неоднозначно интерпретируют организационные аспекты групповой тренинговой работы. При подготовке, планировании и проведении групповой работы необходимо учитывать специфику группы, а также целевое назначение тренинговых занятий.

Литература

  1. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М., 2001. 2. Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. – К., 1993. 3. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). – М., 2000.  4. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.  5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, профессия. – М., 1998.